Связаться со мной можно следующим образом:

главная   -   статьи и видео   -   De-esser: свистящие в дикторской начитке

De-esser: свистящие в дикторской озвучке

У некоторых дикторов при озвучке рекламного текста звук c на записи чрезмерно свистит и в этой статье мы разберём некоторые техники работы со свистящими звуками.

Итак, начнём с того какое положение должен занимать язык при образовании звука с:

  • зубы сближены, образуя небольшую щель в 1-2 мм;
  • кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
  • края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
  • спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;
  • воздушная струя упругая, проходит посередине языка и если поднести руку ко рту, то ощущается холодная струя;

Следующий шаг – озвучка текста и размещение микрофона:

Обязательно оставляйте некоторое пространство между ртом и микрофоном: 20- 30 сантиметров - идеально. Попробуйте повернуть микрофон вниз 10 - 15 градусов, поэкспериментируйте с положением.

А теперь перейдём к коррекции свистящих с помощью De-esser-а.

Вот небольшая таблица по буквам (основная частота и вспомогательная в Гц):

  • Т 1500 4000
  • Ч 2500 5500
  • С 4000 8000
  • Щ 2500 5000
  • К 1500 4500
  • Х 2000 6000
  • П 1000 3000

Шаг 1 – Эквализация голоса

Давайте найдём проблемные свистящие в частотном диапазоне и вставим EQ на дорожку для работы DE-ESSER, отслеживая и отфильтровывая нежелательные частоты. Например, свистящие лежат в диапазоне 7 кГц, таким образом, мы будем редактировать нижний уровень до 6.5 и верхний уровень от 7.5 кГц.
 

de-esser на начитке

Теперь возьмите нужную частоту на эквалайзере, поместите Q в самое высокое значение, перемещая её вы найдёте ту частоту, которую нужно прибрать (есть мнение, что озвучивание видео имеет свои нюансы записи). Как только вы нашли частоту со свистящей согласной - начинайте убавлять её громкость до нужного эффекта.

Шаг 2 – использование Sidechain

У большинства компрессоров есть режим Sidechain (внешний сигнал усиливается, компрессор также сильнее начинает сжимать сигнал, проходящий через него, уменьшая его громкость). Мы повесим наш компрессор с Sidechain на нужную нам дорожку с голосом. Band-pass фильтром выбираем нужную частоту. Посылаем этот сигнал в sidechain шину компрессора, а затем настраиваем threshold, attack, release.

Теперь каждый раз, когда появляется проблемная свистящая, мы слышим, как срабатывает компрессор.

Шаг 3 – настройка компрессора для тонкого эффекта дэссинга.

Мы должны настроить компрессор, чтобы наш de-esser работал незаметно (обратите на это внимнаие при работе с видео и его озвучивании). Нам не нужно, чтобы работа компрессора была незаметна. Область частот вокруг 7 кГц, threshold приблизительно -20 дБ (срабатывание происходит даже когда диктор говорит мягко, а ratio довольно высокое) таким образом, прибираются все свистящие (запись ivr требует более внимательной работы со свистящими).

Attack и release довольно быстрые, потому что мы не хотим, чтобы компрессор задерживался слишком долго. Как только звук с звучит компрессор немедленно срабатывает, но очень быстро, чтобы вернуться к оригинальному положению. Наконец, обязательно установите настройки компрессора на пиках, а не RMS, потому что нам нужно, чтобы компрессор работал на пиках сигнала, а не на средней мощности RMS голоса.

В заключении хочу напомнить, что лучше внимательно разместить микрофон и найти нужное расстояние и прибегать к дэессеру если других вариантов работы со свистящими нет.



До скорых встреч.
Илья Демьянов (запись рекламы и ivr)

запись диктора

© Илья Демьянов, 2006-2016
Я в социальных сетях: