Связаться со мной можно следующим образом:

главная   -   статьи и видео   -   Интонация в работе диктора

Интонация в озвучании

В этой статье я предлагаю поговорить об интонации. Этот вопрос связан с основами техники речи и воображением, а без этого речевое действие просто невозможно. Через интонацию мы узнаём об индивидуальности диктора, о его глубине чувств, фантазии и тому есть ли у него какие-либо видения во время записи и озвучания аудиороликов. Стоит запомнить, что интонация зависит от содержания и является способом раскрытия этого содержания. Для новичков в дикторском деле с такими проблемами как поверхностное дыхание, вялая дикция и слабый резонанс сложно овладеть интонацией при записи голоса. Ведь содержание и форма в озвучке должны быть едины.

Если мы прислушаемся к речи людей в повседневной жизни, то услышим точное и непосредственно тональное колебание в звучании. В любом разговоре мы легко услышим, что каждое слово фразы отличается от другого повышением и понижением тона, различными ритмами произношения – всё это зависит от темы разговора, намерения, мысли говорящего. В жизни голос, ритм и темп речи постоянно меняются в зависимости от обстоятельств. Тогда почему в нашей дикторской работе (когда нужно записать аудиоролик) нам бы не задумываться над соблюдением этих особенностей речи со всей их звуковой симфонией.

В работе над аудиокнигой, презентационным фильмом каждое новое событие и новая мысль требуют смены тональности ритма и темпа речи. Даже простая логическая пауза, указывающая на направление мысли, требует после себя изменения ритма и темпа произношения, тона голоса. Это одно из обязательных правил, игнорируя которое ваше озвучание текста может стать монотонным.
 

запись диктора интонация

Давайте для примера разберём детское стихотворение А. Барто «Бычок». Акценты обозначим подчёркиванием, а паузы /.

Идет бычок,/ качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, / доска кончается,
Сейчас я / упаду!

  • «Бычок»: главный герой.
  • «Качается»: как он двигается.
  • «Вздыхает на ходу»: что с ним происходит в этот момент.
  • «Ох, доска кончается»: что приведёт к неприятности.
  • «Сейчас я упаду»: то, какая эта неприятность.
  • Если вслух произнести этот текст, то мы почувствуем, как повышается и понижается тон голоса, меняется темпо-ритм речи (тоже происходит, когда нужно записать голос для автоответчика и аудиоролика). Даже при такой грубой разметке наш голос после каждого акцента и паузы меняет свою частоту колебания в зависимости от направления мысли диктора. Чем точнее мы увидим, представим персонажа, тем больше будет тональных изменений во время озвучки. Мы хотим передать слушателю своё видение и после произнесения того или иного слова или фразы делаем паузу, хотя знака препинания в тексте может и не быть.

    Например, фраза «Вздыхая на ходу», произносится как ремарка, небольшое замечание, указывающая на то, что с персонажем происходит. Когда мы произносим такие ремарки мы можем различать все эти подъёмы вверх-вниз-вверх (кстати, в некоторых рекламных радио и аудиороликах звукорежиссёры просят делать эти подъемы менее заметными).

    Перейдём к следующей группе слов, более определяющих, что именно случится с бычком и как он относится к этому. Выделяя главное слово, мы почувствуем движение в голосе и изменение темпо-ритма произношения.

    Хочу заметить, что даже небольшая воздушная пауза требует после себя изменения тона и ритма.

    Интонацию можно рассматривать как средство для раскрытия содержания и как акустическую способность человека менять тон голоса.

    Когда диктор ярко окрашивает интонацией то, чем живёт внутри, он помогает слушателям видеть те образы, о которых повествует текст (и не важно, что это голос для автоответчика или рассказ). Нельзя заучивать или копировать интонацию, логические и психологические паузы – это противоречит поиску словесного выражения в конкретном тексте. Интонация рождается сама. Но в тоже время способность издавать звуки различной высоты необходимо оттачивать и совершенствовать, изучая свой голоса (к слову рекламные аудиоролики хороший материал для подобных тренировок).

    Резюмируя эту непростую тему, хочу обратить ваше внимание на то, что когда голос свободно звучит, то нет необходимости прибегать к разного рода фокусам в интонировании, нужно пользоваться голосом, чтобы просто и красиво выражать мысли и чувства.

    До скорых встреч!
    Илья Демьянов





запись диктора

© Илья Демьянов, 2006-2016
Я в социальных сетях: