Связаться со мной можно следующим образом:

главная   -   статьи и видео   -   Как диктору онлайн найти свой стиль
<

Актёры озвучивания и поиск индивидуального стиля

В первое время работы на радио я обратил внимание на одно обстоятельство: как только я включал микрофон, моя речь словно менялась, лишалась присущих ей красок, интонаций, становилась монотонной, а иногда и вычурной. Желая избежать этого, я во время передачи стал следить лишь за тем, чтобы мой голос звучал естественнее, и недостаточно вникал в содержание материала. Результат оказался довольно плачевным. Мне стали указывать, что читаю не очень осмысленно, вяло. Тогда я решил читать как можно увлечённей и живее. Мне казалось, что я стал читать темпераментно, хорошо. Иногда я даже получал от некоторых слушателей лестные отзывы. Однако наиболее опытные коллеги, к моему удивлению, неодобрительно качали головой и говорили: «Волнение было не по существу; ложный пафос неприятен – передачу трудно было понять».

Итак, опять я на неверном пути: мне казалось, что читаю взволнованно, убежденно, но на самом деле эмоции были искусственными, порожденными не содержанием передачи, а нервозностью, голосовым напряжением. Они только мешали восприятию содержания передачи.

Почему же активные, казалось бы, поиски не приводили к успеху?

Потому, что, желая приблизиться к разговорной речи, я не уяснил ее особенностей.

Что же такое разговорная речь? Чем обуславливается ее интонационное разнообразие, увлекательность, доходчивость?

Слушая хорошего оратора или человека, который что-то живо рассказывает, прежде всего, убеждаешься, что он знает то, о чем говорит. Речь его образна и, главное, всегда подчинена основной мысли, которой он стремится увлечь слушателя. В ней есть главные фразы и дополняющие, вспомогательные. Вспомогательные фразы произносятся легко, а главное – более значительно. Они выделяются паузами. Одна фраза всегда органически вытекает из другой. В каждой фразе – минимальное количество ударных слов.

Разговорная речь богата разнообразными темпами и ритмами. Она активна, действенна, так как диктор всегда что-нибудь доказывает, опровергает или подтверждает. Рассказчик выявляет свое отношение к людям и событиям.

От правильного ответа на вопрос: «О чем написан материал?» зависит успех его исполнения у микрофона. Далее надо разобраться в логике материала: найти ударные слова (т.е. слова, определяющие смысл всей фразы), затем каждую законченную мысль для памяти отделить чертой, т.е. разбить текст на звенья. Каждое звено полезно обозначить на полях одним – двумя словами, определяющими его содержание. Это делается для того, чтобы во время передачи легче было уловить, о чем идет речь дальше, внутренне подготовить себя к переходу от одной части статьи к другой.

Вопрос о логике, об определении ударных слов при чтении является одним из наиболее важных. Неправильные смысловые ударения так же, как и неверная группировка слов, затрудняют восприятие материала.

Вот пример по определению ударного слова. Перед нами стихи А.Твардовского:

Только взял боец трехрядку,
сразу видно – гармонист.
Для начала, для порядка
кинул пальцы сверху вниз…


 
диктор

Если диктор онлайн сделает ударным слово «пальцы», то этим он исказит мысль. Ведь дело не в том, что играют пальцами! Здесь надо показать, как гармонист проверил исправность клавиатуры, т.е. «кинул пальцы сверху вниз».

Диктору, особенно начинающему, необходимо как можно чаще тренироваться на подобных примерах.

При чтении ударных слов следует, однако, избегать нарочитости, вычурности. Совсем не обязательно, чтобы они произносились громче других слов. Надо лишь вкладывать в них большое смысловое содержание. Говоря о необходимости взаимосвязи между фразами, следует иметь в виду, что одна фраза должна вытекать из другой. Не следует делать между ними «мертвых» пауз (т.е. механических, нарушающих ход мыслей) и допускать, чтобы каждая фраза как бы начинала новую мысль. Расскажу, как я делю текст на звенья. Предположим, мне предстоит читать по радио статью под заголовком «Больше строительных материалов». При чтении слежу за тем, чтобы каждый фрагмент заканчивался интонационной точкой и чтобы при переходе от одной части статьи к другой не было неисправленных разрывов, не терялась нить повествования. Внимательно ознакомившись с текстом, разметив его, я могу быть уверенным, что сумею прочесть(озвучить) материал, не нарушая его логики.

Но для того, чтобы передача заинтересовала радиослушателей, этого еще недостаточно. И вот тут на помощь приходит одна из важных особенностей разговорной речи: отношение к материалу, к его содержанию. Следует ли, приступая к озвучке статьи, помнить все ее содержание? Конечно, нет. Ведь в жизни каждый из нас, собираясь что-либо рассказать, не думает обо всем, что придется говорить. Мы начинаем рассказывать, побуждаемые основной мыслью нашего рассказа, т.е. тем, что нас взволновало, заинтересовало, и самое главное – своим отношением к происшедшему.

То же самое следует сказать и о работе диктора. В каждом материале: статье, очерке, заметке – выражена определенная идея. Диктор должен уметь выявить, уяснить эту идею и донести ее до сознания радиослушателей. Наличие у диктора отношения к материалу совершенно необходимо. Вопрос заключается лишь в том, в какой мере это отношение следует выявлять. Читая в «Последних известиях» сообщения о событиях в стране и за рубежом, диктор не должен забывать, что он в данном случае только информирует о происходящих событиях и потому свое отношение к ним должен выявлять сдержанно. Способность видеть за авторским текстом реальные образы является одним из важных моментов дикторского мастерства. В самом деле, насколько увлекательнее будет чтение статьи о строительстве гигантских электростанций, если зримо представлять всю грандиозность этих сооружений.

Иногда не хватает времени для достаточного изучения материала. Такова специфика дикторской работы. Многое познается и оценивается непосредственно у микрофона во время озвучки. Поэтому очень важно, чтобы диктор перед началом озвучивания находился в состоянии внутренней собранности. Это прежде всего значит, что надо сосредоточить свое внимание лишь на том материале, который предстоит читать. Также неправильно, когда диктор заранее устанавливает тон, настроение передачи (бодрое, грустное и т.д.). Такие приемы толкают чтеца на внешнее изображение чувства, что часто находит свое выражение в фальшивой приподнятости, в ложном пафосе или в слезливой сентиментальности. Неверно, когда дикторское чтение оценивается лишь по гладкости (хотя запинаться, конечно, не следует), громкости и относительной четкости, т.е. когда придается значение лишь форме чтения. Дикторы должны передавать мысли и чувства просто и правдиво, не прибегая к готовому тону, к штампу. Подлинная эмоция, темперамент приходят от правильной оценки читаемого материала.

Чтобы тот или иной материал легче было сделать своим, я нередко прибегаю к следующему приему: прочтя внимательно текст, излагаю его содержание своими словами воображаемому слушателю. Как правило, при этом речь моя становится легкой, само собой определяется главное в материале. После такого упражнения уже значительно легче читать передачу.

Диктор онлайн должен всегда учитывать своеобразие каждой передачи и особенности аудитории, для которой она предназначена.

В заключение мне хочется поделиться еще одним, на мой взгляд, очень важным выводом, к которому я пришел после многолетней работы у микрофона. Готовясь к озвучанию, вы уяснили ее главную мысль, определили логику данного текста и т.д., и все же бывает, что в вашем чтении еще имеется налет искусственности, неестественности. Это происходит иногда потому, что вы не нашли точной манеры своего поведения у микрофона. Поэтому во время озвучки необходимо иногда проверять себя, так ли вы в жизни общались бы со слушателями или иначе.

Владимир Герцик
диктор Всесоюзного радио,
заслуженный артист РСФСР





запись диктора

© Илья Демьянов, 2006-2016
Я в социальных сетях: