Связаться со мной можно следующим образом:

главная   -   статьи и видео   -   Занятие по дикторскому мастерству. Часть 2.

Занятие по дикторскому мастерству. Часть 2.

Александр Яковлевич Закушняк (1879—1930; псевдоним Самарский) — русский и советский артист театра и эстрады, чтец, основоположник реалистической школы литературного рассказывания, создатель жанра вечера рассказа
Википедия

- Первое и главное, что тебе нужно понять в дикторской озвучке: Варька борется со сном. «Если Варька, не дай бог, уснёт, то хозяева прибьют её». Борьба со сном в разное время суток происходит по-разному. Днём – Варька побеждает сон, днём она в движении. «Когда бегаешь и ходишь, спать уже не так хочется, как в сидячем положении». Обрати внимание – «в сидячем положении», а не в лежачем. В лежачем положении Варька вообще никогда не бывает. Вытянуться, лечь и заснуть нельзя, хозяева не позволяют.

Но и днём бывает такая работа, когда ужасно хочется спать. Мытье калош, чистка картошки, то есть движения, которые вгоняют в сон, навевают сонную одурь.

Но самое страшное приходит ночью. Ночью Варька сидит и качает колыбель. Ночью сон одолевает Варьку. Как она ни крепится и ни борется со сном, ничего не помогает (нужно чтобы твой дикторский голос на это указал ). Пахнет щами и сапожным товаром. «В печке кричит сверчок. В соседней комнате, за дверью, похрапывают хозяин и подмастерье Афанасий… Колыбель жалобно скрипит, сама Варька мурлычет…»

Как передать в звучании это мучительное желание заснуть?

Чехов подсказывает тональное разрешение этого состояния. Музыка! «Всё это сливается в ночную, убаюкивающую музыку, которую так сладко слушать, когда ложишься в постель. Теперь же эта музыка только раздражает и гнетет, потому что она вгоняет в дремоту, а спать нельзя…»

Тут Александр Яковлевич с удовлетворением улыбается и потирает руки, как учёный, решивший сложную задачу. И начинается музыкальная дикторская импровизация-озвучка Закушняка.
 

диктор тренинг

Прошло полвека со дня урока, а я ясно помню эту импровизацию. Передо мною лежат напечатанные на машинке, уже пожелтевшие листки рассказа. Они испещрены карандашными пометками.

Я пытался закрепить, записать, запомнить интонационный рисунок мастера, мелодию и ритм фразы.

«…Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка».

Закушняк говорит: «Опиши Варькино состояние, но ни в коем случае не играй саму Варьку. Это будет фальшью. Постарайся лишь ощутить Варькину одеревенелость, рассказать о ней и сделать озвучивание текста многоплановым ».

«Лампадка мигает. Зелёное пятно и тени приходят в движение, лезут в полуоткрытые, неподвижные глаза Варьки и в её наполовину уснувшем мозгу складываются в туманные грёзы».

Закушняк говорит: «Это только преддверие грезового состояния, поэтому не теряй естественной разговорной речи».

А вот и самые грёзы: «Она видит тёмные облака…» Видит людей, бредущих по шоссе с котомками на спинах. Как они падают в грязь и засыпают, крепко и сладко.

Закушняк качается, речь его и дикторский голос приобретает какую-то монотонность, почти напевность, она теряет разговорную интонацию и превращается в полусон, полубред.

- А что мешает Варькиному сну, что разбивает её полусонное состояние? Крик ребёнка! Облака гоняются друг за другом и кричат как ребёнок. Вороны и сороки на телеграфных проволоках кричит как ребёнок. Крик ребёнка раздражает Варьку. Ребёнок мешает ей спать. Это запомни. Это нам пригодится.

Вся дальнейшая сцена – болезнь отца, приход докотора, отъезд в больницу и.т.д – выпадает из сна. Это реалистический рассказ о Варькином прошлом. Чехов объясняет, почему Варька попала в город, в услужении к сапожнику и нужно показать это в озвучивани.

Сон продолжается. «Варька идёт в лес и плачет там, но вдруг кто-то бьёт её по затылку с такой силой, что она стукается лбом о берёзу. Она поднимает глаза и видит перед собой хозяина-сапожника».

Продолжение: Часть 1 и Часть 3

информационный ролик



© Илья Демьянов, 2006-2016
Я в социальных сетях: