Неважно кто вы, диктор с большим стажем работы в индустрии озвучания или начинающий, только что собравший свою первую демо запись – в любом случае нужно знать свои сильные стороны и понимать в каком направлении следует двигаться дальше. Если хотите добиться успеха и продвинуть свои услуги диктора, то убедитесь, что у вас есть “маркетинговый план” для этого. Редко можно услышать, что к человеку пришёл успех без усилий и упорной работы. Конечно, может повезти, и кто-то порекомендует вас заказчикам, но обычно это не даёт постоянного потока заказов. Только упорная и постоянная работа в этом направлении приведёт к вам клиентов.
Заметили, что я не использовал фразу "тяжелая работа"? Ведь то что сделано со страстью не может быть тяжёлым, а если этот путь для вас всё-таки тяжёлый, то может стоит поискать работу полегче?
Я люблю дикторскую работу, и хочу поделиться собственным чек-листом.
Наслушанность
Задайте себе вопрос: “Сколько дикторских работ я прослушиваю ежедневно?” Если у вас постоянный фокус внимания на озвучание, вы слушаете работы других дикторов, то это будет первым шагом к профессиональному росту. Так же как и у художников есть термин “насмотренность”, нам дикторам нужно стремиться к “наслушанности” (да-да, даже запись автоответчика следует слушать, ожидая на линии).
Я всегда удивляюсь, когда мои студенты на курсах или индивидуальных занятиях говорят, что они не слушают рекламу на радио и ТВ.
Что? Вы переключаете рекламные блоки???
Я никогда не выключаю звук, когда слышу рекламу, потому что это моя работа. Вам нужно настроиться на слушание дикторов - везде, где бы вы ни находились. А когда вы начнёте их слышать повсюду, то это и будет подсказкой - навык встроился.
Голоса звучат не только на радио и телевидении, они в интернете, в магазине, в телефоне, в самолете, в аэропорту, автовокзале, кинотеатре! Возможно, это поможет вам найти своё место в оркестре дикторских голосов. Когда вы слушаете другой дикторский голос спросите себя: “А мог бы я озвучить так же?”
Будьте объективны (диктору для рекламной озвучки нужно знать свои возможности).
Итак, на что нужно обращать внимание во время слушания:
- тембр голоса
- техника
- насколько чистая речь
- характер
- эмоциональное состояние
- образ - характер

Каждый голос вызывает в воображение визуальный образ. У вас может быть один стиль озвучания, а может быть много. Но независимо от того, сколько у вас стилей, вы должны знать, где его можно применить.
Дикторские стили
Теперь, когда у вас есть демо, вы должны быть уверенны в том, что оно отражает все ваши дикторские способности. Если вы чувствуете, что какой-то стиль у вас получается хуже, то следует отточить именно его и включить в демо и в свои услуги как диктора. Я помню еще в начале 90-х годов, когда женские голоса стали записывать для бизнес тематики (в США это называется "industrial"). Тогда это был преимущественно мужской бизнес, но рекламные агентства убедили клиентов, что женщины тоже успешны в зарабатывании денег и к этой аудитории тоже стоит обращаться. Я была молода и искала свой дикторский стиль, который бы соответствовал всем требованиям профессионального озвучания. Я изучала рекламные сценарии и стили озвучки, пробовала всё это повторить и включить в свою демо запись. Вскоре меня стали всё чаще заказывать и в моём дикторском арсенале стало больше различных стилей. С годами мой уровень профессионализма вырос.
Если вы хотите работать в новых для себя жанрах, совершенствоваться в новых стилях озвучания или точить свой собственный стиль, то вы должны постоянно слушать работы других дикторов. Слушайте тех, чьи работы вам нравится и у кого вы могли бы поучиться и перенять что-то новое.
Демо запись
Демо запись – это важный инструмент для продвижения ваших дикторских услуг. Она должна быть качественной, профессиональной и что немаловажно вам нужно её регулярно обновлять. Это ваша визитная карточка для продакшн студий и заказчиков.
Итак, какой должна быть демо запись:
Возможно, вы сделали демо в прошлом году и разослали её по студиям, и она имела либо большой успех, либо небольшой или не имела вовсе. Но сейчас пришло время переслушать её и критически оценить качество. Оцените все плюсы и минусы. Произведите ревизию всех рекламных роликов в своей демо записи, и если вам кажется, что какой-то ролик плохо вписывается – удалите его (иногда это может старая ваша запись ivr, автоответчика) .
Конечно, это не просто слушать свой собственный голос, свою дикторскую работу и быть объективным.
Если у вас есть коллега или знакомый звукорежиссёр, чьему мнению вы доверяете, то попросите его дать вам оценку. Иногда небольшие изменения могут дать хорошие результаты.
Итак, это то чем я хотела поделиться с вами.
До скорых встреч!
Эбби Холмс
перевод: Илья Демьянов