У некоторых дикторов при озвучке рекламного текста звук c на записи чрезмерно свистит и в этой статье мы разберём некоторые техники работы со свистящими звуками.
Итак, начнём с того какое положение должен занимать язык при образовании звука с:
- зубы сближены, образуя небольшую щель в 1-2 мм;
- кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
- края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
- спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;
- воздушная струя упругая, проходит посередине языка и если поднести руку ко рту, то ощущается холодная струя;
Следующий шаг – озвучка текста и размещение микрофона:
Обязательно оставляйте некоторое пространство между ртом и микрофоном: 20- 30 сантиметров - идеально. Попробуйте повернуть микрофон вниз 10 - 15 градусов, поэкспериментируйте с положением.
А теперь перейдём к коррекции свистящих с помощью De-esser-а.
Вот небольшая таблица по буквам (основная частота и вспомогательная в Гц):
- Т 1500 4000
- Ч 2500 5500
- С 4000 8000
- Щ 2500 5000
- К 1500 4500
- Х 2000 6000
- П 1000 3000
Шаг 1 – Эквализация голоса
Давайте найдём проблемные свистящие в частотном диапазоне и вставим EQ на дорожку для работы DE-ESSER, отслеживая и отфильтровывая нежелательные частоты. Например, свистящие лежат в диапазоне 7 кГц, таким образом, мы будем редактировать нижний уровень до 6.5 и верхний уровень от 7.5 кГц.

Теперь возьмите нужную частоту на эквалайзере, поместите Q в самое высокое значение, перемещая её вы найдёте ту частоту, которую нужно прибрать (есть мнение, что озвучивание видео имеет свои нюансы записи). Как только вы нашли частоту со свистящей согласной - начинайте убавлять её громкость до нужного эффекта.
Шаг 2 – использование Sidechain
У большинства компрессоров есть режим Sidechain (внешний сигнал усиливается, компрессор также сильнее начинает сжимать сигнал, проходящий через него, уменьшая его громкость). Мы повесим наш компрессор с Sidechain на нужную нам дорожку с голосом. Band-pass фильтром выбираем нужную частоту. Посылаем этот сигнал в sidechain шину компрессора, а затем настраиваем threshold, attack, release.
Теперь каждый раз, когда появляется проблемная свистящая, мы слышим, как срабатывает компрессор.
Шаг 3 – настройка компрессора для тонкого эффекта дэссинга.
Мы должны настроить компрессор, чтобы наш de-esser работал незаметно (обратите на это внимнаие при работе с видео и его озвучивании). Нам не нужно, чтобы работа компрессора была незаметна. Область частот вокруг 7 кГц, threshold приблизительно -20 дБ (срабатывание происходит даже когда диктор говорит мягко, а ratio довольно высокое) таким образом, прибираются все свистящие (запись ivr требует более внимательной работы со свистящими).
Attack и release довольно быстрые, потому что мы не хотим, чтобы компрессор задерживался слишком долго. Как только звук с звучит компрессор немедленно срабатывает, но очень быстро, чтобы вернуться к оригинальному положению. Наконец, обязательно установите настройки компрессора на пиках, а не RMS, потому что нам нужно, чтобы компрессор работал на пиках сигнала, а не на средней мощности RMS голоса.
В заключении хочу напомнить, что лучше внимательно разместить микрофон и найти нужное расстояние и прибегать к дэессеру если других вариантов работы со свистящими нет.