Связаться со мной можно следующим образом:

главная   -   статьи и видео   -   Диктор. Начитка. Слух.

Дикторские начитки и Слух

Запись аудиороликов и сам процесс воспроизведения работает на наш на слух, а точнее на наши уши. Давай поговорим о том, как мы воспринимаем звуки.

Чувствительность

Обычно громкость принято измерять в децибелах. Ноль – это тот минимум, который человек слышит. Мы можем слышать звуки громкостью примерно до 120 дБ. При 140 дБ человек начинает ощущать боль. Обычная беседа - это примерно 60 дБ. Чувствительность нашего уха ко всему спектру частот заметно отличается. Максимальная чувствительность лежит в районе 1 - 4 кГц – это основные тона голоса. При разнице в 1 дБ мы можем заметить, что два звука отличаются по громкости.

Тоже самое касается и спектральной чувствительности (это не только про дикторский голос). Мы слышим, когда два звука отличаются по частоте, если разница между ними составляет примерно 0.3% в районе 3 кГц, а в районе 100 Гц необходима различие уже на 4%! Чтобы было понятно приведу пример: частоты нот на фортепиано отличаются примерно на 6%.

Если говорить про цифровую обработку, то в дБ идёт отсчёт от нуля и вниз, в область отрицательных значений. Ноль – максимум.

Фаза

Фазовое соотношение отдельных частот изменяется от движения головы, реверберации, резонансов - да много чего ещё. Мозг игнорирует эту информацию, и поэтому мы не воспринимаем фазы частот. Но есть небольшие изменения в фазе, а есть значительные, когда звук меняет свою длительность (когда дикторский рекламный голос неграмотно обработан).

Итак, к небольшим вариациям фаз наш слух абсолютно не чувствителен. Но это скорее об одинаковых изменениях фазы в обоих каналах!
 

диктор ухо

Объём

Stereos – с греческого переводится как - пространственный. Частоты, что ниже 1 кГц, не встречают на своём пути препятствий - они просто огибают голову. Если сигнал в одно ухо приходит раньше другого, мы распознаём его местоположение в пространстве - ведь задержка происходит из-за того, что звук проходит еще какое-то расстояние до второго уха, затратив на это дополнительное время. Частоты выше 2 кГц, которые закрываются головой и ушной раковиной - просто определение разности в громкости между ушами(например, запись рекламных аудиороликов). Так же много значит громкость обоих каналов, а в частотах, где это возможно, до 1 - 2 кГц.

Итак, в очень ограниченном диапазоне воспринимается особенность помещения, в котором присутствует человек. В этом нам помогает - задержка, и реверберация.

Объём

Слово «гармоника» можно перевести как созвучный, стройный. Например, тон 200 Гц сопровождают гармоники 300, 400, 500 и так далее Гц. Характер звучания музыкального инструмента зависит от наличия и мощностей его гармоник, тогда как основной тон определяет ноту. Гармоники есть всегда - даже если инструмент передаёт только один основной тон, высшие гармоники мы услышим в процессе спектрального восприятия звука (потом мы рассмотрим вопрос - озвучивание видео). Особенность человеческого звуковосприятия заключается в следующем: два звука, 1 кГц и 4 кГц, вместе будут звучать гармонично - ведь это одна нота только через две октавы. Но если мы возьмём два тона 1 кГц и 3.2 кГц - будет звучать неприятно. Так что же такое аккорд? Это как раз и есть те три ноты, четные гармоники которые не препятствуют друг другу, не находятся близко друг от друга, чтобы не раздражать слух слушателя.

Есть ещё одно важное для нас понятие - октава. Частота изменяется в два раза. Мы слышим примерно 10 октав. Это относится к любому инструменту - основные тона почти никогда не выходят за 5 кГц. Даже если бы и существовали музыкальные инструменты с более высокими тонами - гармонический состав их звучания был бы крайне скоромным. У инструмента в 5 кГц основного тона есть только одна гармоника, которую мы слышим - 10 кГц. Этого недостаточно для красивого звучания, какого тембра мы бы не хотели добиться в итоге (даже если это озвучивание рекламы и видео).

Надеюсь, как ответил на какие-то ваши вопросы и комментарии по этой теме.



До скорых встреч.
Илья Демьянов.

запись диктора

© Илья Демьянов, 2006-2022
Я в социальных сетях: