Мне регулярно приходят демо записи (дикторский голос), в которых слышно, что человек не знает, что он делает, стоя у микрофоном. На самом деле, они знают, что делают, но мало кто знает, зачем они делают это. Яркий пример тому – эффект близости (proximity effect).
Смысл эффекта близости – в том, что чем ближе вы к микрофону, тем ниже ваше звучание. Хотите немного обогатить звучание голоса – подойдите поближе к микрофону.
Я обнаружил, что этот маленький трюк почти всегда применяется неверно или слишком часто. Во время записи, что в первую очередь делает диктор? Он считает, что если касается губами микрофона, то будет звучать богаче и ниже.
На определённой дистанции вы не делаете ваш голос богаче и ниже. А что же вы делаете на самом деле? Вы сводите эффективность поп-фильтра к нулю, делая вашу запись аудиороликов открытой для всех «взрывных звуков» или даже вредите диафрагме микрофона.
Задача поп-фильтра рассеивать, перенаправлять и отражать звуки и выдохи. Устанавливая поп-фильтр у микрофона, проходящий через него воздух не может быть направленным куда-либо ещё, и всё равно бьёт по диафрагме микрофона. Так появляются звуки «П».
Была такая история в конце 60-х у Neumann произошёл возврат партии микрофонов из-за неисправностей. Когда работаешь на дистанции в миллиметры, эти маленькие выдохи могут создать существенное давление и ударную силу на микрофон. Добавьте к этому влажность (от дыхания и плевков при записи голоса в дикторской) и возможность попадания грязи (например, смолы из лёгких курильщика), и тогда вообще будет удивительно, как эти микрофоны вообще смогут проработать долго.
Также я не уверен, что овладение «близким чтением» помогает людям получить больше заказов. Что чаще всего мы слышим на записи голоса? «Мы смотрим на реального человека», «не рекламщика», «не диджейский голос». Читая так близко к микрофону, вы получаете такой жирный голос, от которого возникает чувство, будто кто-то говорит вам прямо в лицо. В таком звучании мало естественности. Нет ощущения пространства, вокруг создаваемого вами персонажа, это словно не реальный человек в дикторской (делая запись и озвучку аудиороликов).
В последнее время это стало соревнованием - кто быстрее проглотит микрофон. Результат чаще всего оказывается «стерильным». Исчезает естественность. В общем, эффект близости – это именно эффект, а не то, что надо делать постоянно.
Читая близко, убедитесь, что вы правильно делаете следующее:
- Если давить на поп-фильтр, то это увеличит шансы его загрязнения и повреждения. Самое близкое – это расстояние в палец между экраном и ртом. И у вас должна быть серьёзная причина, чтобы вставать так близко! (например, записывая голосовое меню).
- Стоя так близко у микрофона, попробуйте немного повернуть голову в сторону от мембраны – это защитит от взрывных звуков «П».
- Записывайтесь исключительно на низкой громкости! Озвучка в стиле трейлеров – это один из наиболее тихих вариантов чтения.
Надеюсь я донёс до вас основную мысль об эффекте близости и это как-то поможет вам в работе.