Каждому понятно, что лучше учиться у профессионалов (идеально, если это продакшн студия). Включите телевизор в прайм-тайм, найдите какое-нибудь популярное шоу и начните смотреть рекламные блоки. Как правило, там звучат профессиональные дикторы – у них-то мы и будем учиться. Идея очень простая: вы не сможете читать так же, если не знаете - чем живут эти люди, записывая дикторские начитки. Постепенно вы начнёте понимать, какие стили подачи сейчас популярны, какие существуют посылы, как создаётся настроение, атмосфера и так далее.
Конечно, типизация это довольно субъективная вещь. С одной стороны, понимая свой тип, вы показываете заказчикам и звукорежиссёрам - разные свои стороны. С другой стороны, это демонстрирует вашу индивидуальность и выделяет на фоне других.
Возьмите блокнот с ручкой и ответьте на следующие вопросы:
- 1. Какая цель у этого рекламного ролика?
- 2. Рекламируется продукт или услуга? Кому адресуется - всей стране или определенному региону?
- 3. Насколько качественно сделан ролик?
- 4. Какое у вас отношение к этому продукту/ услуге?
- 5. Сколько дикторов за кадром?
- 6. Диктор звучит легко или напряжённо?
- 7. Какое настроение у ролика? Торжественное? Обнадеживающие? Саркастичное? Игривое? Уверенное? Директивное?
- 8. Эта реклама рассказывает нам какую-нибудь историю? (через эти рекламные аудиоролики).
- 9. К кому обращается голос за кадром?
- 10. Как вам кажется, диктор звучит естественно или искусственно?
- 11. Есть ли у вас ощущение, что диктор “думает вслух”?
- 12. Слушайте рекламу, но не смотрите на экран. Просто слушайте голос, не смотря на изображение. Возникают ли у вас образы без картинки на экране?
- 13. Закадровый голос двигается от небольшой громкости к громкому звуку? Или диктор остается на одном уровне?
- 14. Как близко к микрофону находится диктор?
- 15. То как это озвучено - говорит ли нам что-нибудь о человеке? Это похоже на его собственную точку зрения?
- 16. Хронометраж рекламного спота или аудиоролика - 15-, 30-, или 60-секунд?
- 17. Эта начитка звучит разговорно?
- 18. Есть ли у вас ощущение, что диктор знает, о чём говорит?
- 19. Что происходит с темпом, настроением и эмоциями?
- 20. Голос диктора звучит жестко, неуверенно, мягко или как-то ещё?
- 21. Слышно, что диктор читает по бумажке?
- 22. Определите возраст диктора: меньше 16? 18-25 лет? 25-35 лет? 35-45 лет? 50? пенсионный возраст?
- 23. Есть ли в рекламном блоке похожие ролики? Чем они отличаются по озвучке?

Посвятите анализу телевизионной рекламы хотя бы три часа в неделю. То, что вы найдете, удивит вас. В конечном счете, вы поймёте, что задача сделать дикторский текст или начитку более естественной. Что я имею ввиду? Я говорю о том, ка привнести в озвучивание свою личность, свою индивидуальность, в итоге это звучит гораздо интереснее, чем бездумное интонирование текста. Будьте собой. Это честно. Это просто. И на это требуется гораздо меньше усилий. Сила – в простоте.