Компрессия (сжатие) — процесс изменения динамики звука, выравнивание его громкости, делающее громкий звук тише.
Wikisound
Компрессия - неотъемлемая часть при записи дикторского голоса. Обычно мы читаем с перепадами в динамике, в результате некоторые слова звучат громче, а другие тише.
Компрессор - постоянно анализирует сигнал и регулирует его громкость, он может уменьшать уровень громких сигналов, увеличивать уровень тихих сигналов или делать и то, и другое сразу (например, запись автоответчика требует особой компрессии) . Большая часть компрессоров работают по системе "точка допуска" - то есть сигналы, уровень которых ниже конкретной точки, не компрессируются.
Основные настройки:
- "threshold" (порог) - точка устанавливается ползунком; момент, когда сигнал превышает установленный уровень, виден на индикаторах. Выше этого уровня срабатывает уменьшение усиления сигнала (в статье под названием «озвучка видео» мы поговорим об этом подробнее).
- "ratio" ("соотношение") - величина компрессии регулируется функцией. Изменяется входной сигнал, и это приводит к изменению сигнала на выходе. Соотношение компрессии 4:1 означает, что изменение уровня входного сигнала на 4 дБ вызовет изменение уровня выходного сигнала на 1 дБ.
- "attack time" - время срабатывания, которое необходимо компрессору, чтобы среагировать на превышение уровня сигнала, называется (временем атаки). Регулятор времени восстановления тоже находится на передней панели.
- "release time" - время, за которое компрессор возвращается в состояние первоначально установленного усиления после того, как сигнал упал ниже уровня точки допуска.
звук до компрессии
звук после компрессии
Очень важно точно выставлять время восстановления. Если выставить это значение слишком маленьким, то будет слышно, как срабатывает компрессор. И наоборот: если время восстановления слишком большое, компрессор будет не успевать вернуться в прежнее состояние до того, как следующий тихий сигнал появится на его входе, и этот сигнал будет скомпрессирован больше, чем нужно.
Ещё одна сложность может возникнуть, если attack time и release time - слишком короткие: низкочастотные звуки искажаются, так как происходит компрессирование на каждом цикле сигнала (вместо того, чтобы регулировать амплитуду всей огибающей). Чтобы этого не происходило в некоторых компрессорах есть регулировка времени прохождения звука: компрессор не может перейти к стадии восстановления прежде, чем истечет время отпирания.
Запись голоса (автоотвечика или ролика) не требует резкой атаки в словах. В связи с этим attack time должно быть быстрым (сигнал компрессируется сразу). Release time обычно установливают 0,5 с; значение hold time в положении ноль. Степень компрессии зависит от конкретного диктора. Но я не советую вам «пережимать голос», обычно это приводит к треску и убивает естественность звучания. Как правило, уровень устанавливается в пределах 10-15 дБ для громких начиток.
Я стараюсь выставлять положение ручек в ноль, так как считаю, что лучше высылать чистый голос и звукорежиссёр при обработке сам добавит нужные ему частоты и глубину компрессии. Это касается регуляторов Drive, Eq, De-esser.
Итак, подведём итоги. Вы должны понимать какого звука хотите добиться (например, при озвучке рекламного видео) и отталкиваясь от этого крутить ручки компрессора, следить за уровнем сигнала и стараться избегать клиппинга, смотреть что происходит на анализаторе спектра.