В разработке рекламной компании для ТВ, радио или интернета, одно из сложных решений для заказчика – это какой голос использовать мужской или женский. И это не то решение, которое можно принять быстро. Есть мнение, что мужской голос звучит более убедительно, а женский успокаивает. От клиентов часто можно услышать, что это одна из частых проблем – какой выбрать голос.
Если опираться на опыт западных коллег, то согласно исследованиям 75 % в записи IVR это женские голоса (в базах продакшн студий). Согласно этому исследованию 19 % ответили, что женский голос звучит более убедительно, чем мужской, 18 % считают, что мужской голос больше подходит для автоответчика и 64 % ответили, что пол не имеет значение.
Что касается продажи конкретного продукта, 2/3 респондентов ответили, что нет разницы мужской это голос или женский. Для IVR автомобильных салонов – 28 % за мужской голос, в то время как для IVR компьютерных магазинов лишь 23 % за мужской голос. И лишь 7 % ответили, что для этих задачей больше подходит женский голос.
Вывод, который можно сделать из опроса – для потребителя нет сильной разницы в том, кто рекламирует продукт и кем записано голосовое телефонное приветствие.

С этой точкой зрения не согласен эксперт в области аудиорекламы Фил Шин: "Тонны экспериментов были сделаны за эти годы, и в результате мы нашли гендерные различия. Люди чаще покупают, когда озвучка записана мужским голосом".
“Приоритет не только на стороне мужчин, но и мужчин с низким голосом. У пожилых людей в восприятии голоса выше своего тона есть трудности . Таким образом, это должен быть мужской голос, если это озвучка для пожилых людей”, - добавляет он.
У женщин по сравнению с мужчинами более высокие голоса, и поэтому иногда их сложнее воспринимать. Тем не менее, Шинн утверждает, что если брать такую категорию как запись IVR, то там, в основном звучат женщины, потому люди хотят общаться с “живым” человеком. Кроме того, так сложилось, что секретари в компаниях, как правило, женщины, плюс ко всему в обществе женщины воспринимаются заботливыми и деликатными.
Одна известная автомобильная компания проводила исследование на тему: мужской или женский голос использовать для навигатора? Оно показало, что водители хотят слышать мужской голос. Это связано с тем, что люди воспринимают автоматизированные системы (например, запись автоответчика) как реального человека.
По мнению Фила Шинна, нужно иметь в виду и другие факторы, кроме пола: "Люди хотят идентифицировать себя со звучащим голосом, так что вы можете использовать женский голос, если ваши клиенты в основном женщины”.
Мы склонны реагировать на голос, который, каким-то образом похож на наш, к этому относятся пол, возраст, акцент, уровень образования, доходов и другие факторы".
Немаловажную роль играет отношение к абоненту. Когда необходим заботливый посыл, то лучше записать женский голос, в то время как технические вопросы, лучше подходят для мужского голоса.
Но, в конце концов, если нужно записать голосовое приветствие, то здесь по-прежнему всё сводится к одному факту: такие качества как убедительность и уверенность, как правило, ассоциируются с мужским голосом.
До скорых встреч.
Илья Демьянов