Техника речи включается в себя такие разделы как дыхание, голос, дикция, логика речи и орфоэпия – все они тесно связаны. В этой статье я хочу рассмотреть, как все эти разделы связаны между собой (это будет интересно многим дикторам, кто занимается озвучкой рекламных видеороликов и аудиороликов).
Нет смысла заниматься чем-то одним: только дикцией или логикой речи, но не владеть дыханием. Слабое, поверхностное дыхание влечёт за собой вялую артикуляцию, нарушение ритма, соответственно логика речи тоже развалится. Напряжение в дыхательных мышцах приведёт к напряжениям в области гортани, нижней челюсти и мышц лица. Только правильное и натренированное дыхание поможет в раскрытии вокальных возможностей и ясности в работе диктора (особый раздел - запись IVR, о нём мы поговорим в других статьях).
Если диктор владеет дыханием, а мышцы его артикуляционного аппарата хорошо разработаны, то это и даст чистое звучание голоса, гласных и согласных звуков. Русский язык так устроен, что потеря гласных недопустима, их гораздо меньше, чем согласных и вся мелодика языка строится именно на них. В свою очередь согласные – это форма слова, уменить говорить согласными говорит о чёткой и отработанной дикции.
Итак, что же делает диктора профессионалом?
- точная постановка звуков ;
- баланс дыхания ;
- дикционные и голосовые навыки ;
- владение нормами произношения ;
- логика речи при чтении текста ;
Устранить речевые ошибки возможно в том случае, когда знаешь, в чём состоит ошибка и можешь распознать её на слух (хочу отметить, что категория озвучка видеороликов особенно требовательна к слуху).
А где научиться “правильно говорить?”

Умение поставить точный “диагноз”, услышать ошибку и указать на неё, дать конкретные рекомендации по их исправлению может только преподаватель или профессионал в этой области (и то не каждый диктор, может научить тому, что сам умеет, всё-таки уметь и учить – это разные процессы).
Давайте обратимся к вопросу точного звучания языка. Безусловно, дикторская профессия относится к тем областям, где владение языковыми нормами просто необходимо.
Звучание языка подвергается разного рода воздействиям диалектов и других языков. В наше время происходит сильная миграция, сильно изменился состав населения в крупных городах. Процент коренных жителей невелик и их речь уже не в силах изменить речь приезжих. В школе дети перенимают речь одноклассников, приехавших из бывших союзных республик. Стоит вспомнить, что эффективность работы диктора зависит от его речевой культуры, владения логикой речи (полезно тренироваться на записи сообщений ivr в силу простоты их текстов).
Формирование верного произношения идёт вместе с работой по развитию речевого дыхания, разработку артикуляционного аппарата, изучения орфоэпических норм. А для того чтобы точно зафиксировать произношение нужно научиться воспринимать свою речь с трёх позиций: видеть, слышать и произносить. А одно из важных умений – слышать свои же ошибки слышать свои же ошибки (о процессе изготовления рекламных аудиороликов), вот с этим у начинающих дикторов есть трудность.
Итак, с чего же нужно начать обучение:
- ритмика слова, которая основана на чередовании и контрасте ударного и безударных слогов по длительности и напряженности артикуляции ;
- развитие речевого слуха – для усвоения материала и обретения автоматического произносительного навыка по изучения редукции ;
- умение писать транскрипцию слов ;
Предлагаю вам сделать несколько упражнений по орфоэпии:
- cоставьте сочетание «предлог+слово». Следите за точностью произношения.
например, ДО, ПРО, ЗА + общество, античность, учреждение.
- Произнесите словосочетание. Следите за безударными сочетаниями гласных на стыке слов:
довольно активно обороняться, можно опоздать на открытие университета.
Желаю Вам удачи в освоении этой непростой, но интересной профессии!
До скорых встреч!
Илья Демьянов (изготовление аудиороликов)