Наша с вами главная задача, как дикторов, делающих начитку текста, – донести смысл до слушателя. Но, к сожалению, иногда в озвучке текста слышится лишь чтение букв, слов или же просто интонирование. В этой статье я собрал мысли известных людей о логике текста, и надеюсь, она будет полезной дикторам, людям, работающим в озвучании, да и просто начинающим.
Итак, перед вами текст, который предстоит озвучить. Прежде чем его читать, стоит сделать разметку. Это как дорожные знаки: помогают диктору при движении по сценарию, подсказывают повороты и остановки.
В любом предложении есть главные слова. Вот что об этом думал К. Станиславский:
«Ударное слово является основным центром мысли. Для нахождения логического центра мысли недостаточно одного разделения фразы на речевые такты – смысловые ударения в каждой отдельной фразе определяются только тогда, когда найдена связь между всеми фразами, которые объединяются одной главной темой. В зависимости от нее в каждой фразе определяются логические центры, т.е. слова, которые раскрывают эту тему.»
Как я уже отмечал, задача диктора при начитке текста – пронести основную мысль через весь текст. Это значит, увидеть сквозь отдельные фразы развивающуюся мысль и выразить ее в звучании. А чтобы проследить развитие мысли, нужно, анализируя отдельные предложения, установить внутреннюю связь между ними.
С.Никольская в одной из своих книг даёт такой совет: «В речевом звене слова группируются по смыслу вокруг одного, наиболее важного, значительного слова. Так, в простом предложении обычно два речевых звена: в одном из них слова группируются вокруг подлежащего, в другом – вокруг сказуемого».
Объединяйте слова в речевые звенья по такому принципу: одно понятие, выраженное несколькими словами, имеет одно главное слово, на которое опирается мысль, и произносится, по возможности, слитно, почти без пауз.
В звучании русской речи существует и такая закономерность: более сильное логическое ударение в речевом звене падает на его последнее слово в тексте начитки.

Есть несколько простых, но очень важных правил в логике озвучиваемого текста:
- Смысл сказуемого в подлежащем (Гром гремел (другого он делать и не умел)).
- Если при глаголе стоит слово, отвечающее на вопрос: Как, Куда, Где, Когда – то глагол выделять не надо! (Диктор вышел (куда?) в эфир).
- Прилагательное, стоящее перед существительным, не выделяется.(Великолепный вид).
- Существительное в родительном падеже важнее определяемого слова (например, голос президента).
- Если при существительном стоит слово в родительном падеже, то оно и является главным. (Струйки ручейка мягко шептались со стебельками кувшинок).
- Новое понятие всегда выделяется.(Я купил пиджак, а заодно и запасные пуговицы к нему).
- При перечислении – подчеркнуть каждое из последующих понятий, но последнее особенно отчётливо.(Он долго не мог уснуть, вспоминая первую встречу с ней, скорое расставание, полные нежности письма и неожиданный разрыв).
- Выделять каждое из чисел, если таковые идут подряд. (Из норки вылез мышонок, за ним – второй, третий, четвёртый, пятый).
- Существительное с предлогом. (Изображение на скалах).
- Если слова выражают какое-то физическое усилие, то – выделить.(А он его хвать за патлы!)
(Из книги Б. Ляшенко «Хочу к микрофону»)
Понятно, что это не математика и иногда лучше доверять собственной интуиции и опыту, но некоторым дикторам, особенно начинающим, эти элементарные правила, может, помогут лучше почувствовать структуру озвучиваемого текста и улучшить свои дикторские начитки.
В заключение хочу процитировать К.Линклэйтер: «Очень важно, чтобы каждая деталь текста была абсолютно понятна диктору. Быть может, я немного преувеличиваю, но из своего опыта знаю, что половина актеров, играющих, скажем, Шекспира, понимают из того, что произносят, менее 20%, а на 80% — лишь интонируют. Я против того, чтобы упражнять голос и дыхание на тексте пьес.»
Согласитесь, если диктор понимает озвучиваемый текст он перестаёт видеть в нём нотные знаки и начинает оперировать образами, которые у него при этом возникают.