Мышцы, участвующие в процессе записи голоса — особенно губные, — должны быть прогреты, поэтому вам необходимо выработать привычку произносить скороговорки и делать движения, напоминающие движения рта и челюстей человека, который интенсивно жует жевательную резинку. Кроме того, части тела, наиболее активно используемые при озвучивании звуков (грудная клетка, гортань, рот), и связанные с ними области мышц, такие как шейные и плечевые, должны по возможности находиться в расслабленном состоянии во избежание «застопоривания» голоса в результате напряжения и в целях достижения хорошего резонанса.
Гласные звуки образуют мелодику речи, звучность начитки. Гласных звуков 6:
[И], [Э], [А], [О], [У], [Ы].
Из этих звуков составьте таблицу, которая будет взята за основу дикторской тренировки :
И – Э, И – Э, И – Э;
Э – А, Э – А, Э – А;
А – О, А – О, А – О.
У – Ы, У – Ы, У – Ы;
О – У, О – У, О – У;
Это упражнение можно комбинировать по-разному, изменяя порядок и последовательность гласных, а затем и согласных звуков.
Под ударением первый звук, остальные произносятся ровно;
И – Э – А – О- У – Ы
Йотированные звуки: Е, Я, Ё, Ю.
Эти звуки образуются из сочетания двух звуков для каждой согласной: Е=Й+Э, Я=Й+А, Ё=Й+О, Ю=Й+У.
Для упражнений нужно чередовать гласные звуки с йотированными.
Например:
И–ЙИ, Э–Е, А–Я, О–Ё, У-Ю.
Согласные придают дикторскому голосу четкость, выразительность, помогают формировать слова.
При тренировке согласных звуков следует обратить внимание на упругость и крепость органов речи при их смычках и взрывных звуках.
1.Чередовать: П, Б.
2.ПИ – ПЭ – ПА – ПО – ПУ – ПЫ.
3.БИ – БЭ – БА – БО – БУ – БЫ.
4.ПЕ – ПЯ – ПЕ – ПО.
5.БЕ – БЯ – БЕ – БО.
6.ПИББ – ПЭББ – ПАББ – ПОББ – ПУББ – ПЫББ.
7.БИПП – БЭПП – БАПП – БОПП – БУПП – БЫПП.
8.ПИББИ – ПЭББЭ – ПАББА – ПОББО – ПУББУ – ПЫББЫ.
9.БИППИ – БЭППЭ – БАППА – БОППО – БУППУ – БЫППЫ.
Можно составлять различные варианты упражнений, чередуя глухой и звонкий звук со всеми гласными.Более сложны в произношении смягченные звуки [Т] и [Д]
(ТЬ и ДЬ).Тренировать эти звуки нужно с йотированными гласными звуками.
Например:
ТИ, ТЕ, ТЯ, ТЁ, ТЮ, ТИ;
ДИ, ДЕ, ДЯ, ДЁ, ДЮ, ДИ.
Структура артикуляционного упражнения для диктора может быть следующей:
1.ТИДДИ – ТЕДДЕ – ТЯДДЯ – ТЁДДЁ – ТЮДДЮ – ТИДДИ.
2.ТИ – ДИ – ДИ – ТТИ, ТЕ – ДЕ – ДЕ – ТТЕ, ТЯ – ДЯ – ДЯ – ТТЯ.
3.ТЕ – ДЕ – ДЕ – ТТЕ, ТЮ – ДЮ – ДЮ – ТТЮ.
Чтобы закрепить произношение каждого звука, придумайте слова, в которых этот звук был бы в начале и в конце слова, пользуйтесь пословицами и поговорками. Полезно делать запись голоса во время упражнений, слушайте каждую свою начитку, озвучку. Слух со временем развивается, и вы будете слышать более тонкие вещи.
По материалам Сиселии Бери.
До скорых встреч.
Илья Демьянов.