Связаться со мной можно следующим образом:

главная   -   статьи и видео   -   Компрессия: запись дикторского голоса

Компрессия дикторского голоса

Компрессия (сжатие) — процесс изменения динамики звука, выравнивание его громкости, делающее громкий звук тише.
Wikisound

Компрессия - неотъемлемая часть при записи дикторского голоса. Обычно мы читаем с перепадами в динамике, в результате некоторые слова звучат громче, а другие тише.

Компрессор - постоянно анализирует сигнал и регулирует его громкость, он может уменьшать уровень громких сигналов, увеличивать уровень тихих сигналов или делать и то, и другое сразу (например, запись автоответчика требует особой компрессии) . Большая часть компрессоров работают по системе "точка допуска" - то есть сигналы, уровень которых ниже конкретной точки, не компрессируются.

Основные настройки:

  • "threshold" (порог) - точка устанавливается ползунком; момент, когда сигнал превышает установленный уровень, виден на индикаторах. Выше этого уровня срабатывает уменьшение усиления сигнала (в статье под названием «озвучка видео» мы поговорим об этом подробнее).
  • "ratio" ("соотношение") - величина компрессии регулируется функцией. Изменяется входной сигнал, и это приводит к изменению сигнала на выходе. Соотношение компрессии 4:1 означает, что изменение уровня входного сигнала на 4 дБ вызовет изменение уровня выходного сигнала на 1 дБ.
  • "attack time" - время срабатывания, которое необходимо компрессору, чтобы среагировать на превышение уровня сигнала, называется (временем атаки). Регулятор времени восстановления тоже находится на передней панели.
  • "release time" - время, за которое компрессор возвращается в состояние первоначально установленного усиления после того, как сигнал упал ниже уровня точки допуска.
  • звук до компрессии
     

    компрессия

    звук после компрессии
     

    компрессия

    Очень важно точно выставлять время восстановления. Если выставить это значение слишком маленьким, то будет слышно, как срабатывает компрессор. И наоборот: если время восстановления слишком большое, компрессор будет не успевать вернуться в прежнее состояние до того, как следующий тихий сигнал появится на его входе, и этот сигнал будет скомпрессирован больше, чем нужно.

    Ещё одна сложность может возникнуть, если attack time и release time - слишком короткие: низкочастотные звуки искажаются, так как происходит компрессирование на каждом цикле сигнала (вместо того, чтобы регулировать амплитуду всей огибающей). Чтобы этого не происходило в некоторых компрессорах есть регулировка времени прохождения звука: компрессор не может перейти к стадии восстановления прежде, чем истечет время отпирания.

    Запись голоса (автоотвечика или ролика) не требует резкой атаки в словах. В связи с этим attack time должно быть быстрым (сигнал компрессируется сразу). Release time обычно установливают 0,5 с; значение hold time в положении ноль. Степень компрессии зависит от конкретного диктора. Но я не советую вам «пережимать голос», обычно это приводит к треску и убивает естественность звучания. Как правило, уровень устанавливается в пределах 10-15 дБ для громких начиток.

    Я стараюсь выставлять положение ручек в ноль, так как считаю, что лучше высылать чистый голос и звукорежиссёр при обработке сам добавит нужные ему частоты и глубину компрессии. Это касается регуляторов Drive, Eq, De-esser.

    Итак, подведём итоги. Вы должны понимать какого звука хотите добиться (например, при озвучке рекламного видео) и отталкиваясь от этого крутить ручки компрессора, следить за уровнем сигнала и стараться избегать клиппинга, смотреть что происходит на анализаторе спектра.



До скорых встреч.
Илья Демьянов.

запись диктора

© Илья Демьянов, 2006-2016
Я в социальных сетях: