Я давно работаю в индустрии аудиорекламы и попробовал себя почти во всех специальностях. Это не единственно правильный путь…Я начинал с одной подачи и одного стиля (это была запись голоса для IVR). Но сейчас, когда у меня уже накоплен опыт, я больше понимаю о том, что делал и что требовалось от меня. Я научился читать по-разному и быть интересным для слушателя. Я понял, что разнообразие – это ключ к профессионализму в дикторском деле. Давайте посмотрим насколько важно разнообразие в дикторской работе. Время от времени я слышу большое количество скучных демо записей.
Где всё читают как:
- быстро
- громко
- энергично
Это не поможет вам в развитии дикторских навыков. Ваша задача превратить написанные кем-то слова в слова, которые зазвучат как ваши собственные. Чтобы сделать это вам необходимо понимать характер и смысл сценария аудиоролика, который вам заказали озвучить.
И это всегда что-то разное, для различных причин и целей. Во-первых, ключевое здесь, то, что Вы профессионал в своей области, и я надеюсь, заинтересованы в том, что делаете. Это важно понимать, потому что тот, кто выбирает вас в кандидаты на озвучку хочет быть уверенным, что вы профи в дикторском деле.
Давайте поговорим о нескольких способах как быть интересным для слушателя и вносить разнообразие в озвучку.
Смысл текста
Все сценарии разные и требуют внимательного, аналитического взгляда. Заказчики хотят от вас внимания к своему продукту, услуге.
Если вы понимаете о чём идёт речь, то вам следует обратить внимание на то:
- кто вы в озвучке текста
- что вы хотите сказать слушателю
- какую реакцию вы хотите получит от слушателя

Здесь вам необходимо знать, что изменение темпа (в одном предложении или нескольких) это то, что делает озвучку интересной, запоминающейся и лёгкой для восприятия.
Когда вы поймете, как это работает, вы начнёте “замедляться” в некоторых местах текста (а клиенту будет проще заказать аудиоролик у вас, в силу того, что вы делаете это мастерски)
Это требует практики и поиска нужного ритма в каждом конкретном сценарии, а в итоге добавит вашим начиткам мелодичность и лёгкость восприятия для слушателей.
Работа с микрофоном
Громкость звука в работе с микрофоном. Если у вас от природы сильный голос – убедитесь, что при записи нет пиков. Не беспокойтесь, если ваш голос звучит тихо, в любом случае микрофон усилит звук. Когда вы используете меньше энергии голоса, вы можете добавить больше эмоций и отношения в озвучке.
Экспериментируйте с громкостью и обращайте внимание на эти две вещи:
1. на какой громкости ваш голос звучит лучше всего
есть тексты, где необходимо звучать “разговорно” и естественно и для некоторых дикторов такой звук – чуть громче шёпота (например, это может быть запись на автоответчик).
Когда вы смотрите на сценарий, старайтесь обращать внимание с какой громкостью должен быть прочитан этот текст и для кого:
- анонс мероприятия
- реклама магазина
- запись IVR
Всегда думайте о том, где и для кого будет звучать ролик – это поможет вам выбрать оптимальную подачу и уровень громкости.
2. когда вы читаете в микрофон – в какой позиции вы звучите лучше всего?
нужно понимать:
в каком положении звуки “п”, “с”, “б” звучат аккуратно
как далеко вам следует стоять перед микрофоном
Вы должны быть экспертом в “слушании” всех нюансов в звучании вашего голоса.
Работа диктора заключается не в том, чтобы просто читать слова и предложения. Дикторская профессия – это опыт и постоянная работа над своим голосом .
Знание того как быть интересным в озвучании – это один из способов для роста в дикторской карьере.
Эбби Холмс