Если бы прекрасные голоса продавались в супермаркетах, у них бы нашлось немало покупателей. Жаль, что до этого еще не додумались.
Марлен Дитрих
Выбор подходящего микрофона и предусилителя для записи дикторского голоса даст возможность максимально выгодно раскрыть качества вашего тембра. Возможно, вы уже обзавелись оборудованием, но есть кое-какие нюансы, которые вас в звуке смущают. Эти мелкие недостатки можно исправить с помощью эквалайзера. EQ может помочь сделать звук более насыщенным, избавиться от лишних частот и улучшить разборчивость голоса.
Есть два типа эквалайзеров: графический и параметрический. Для работы с голосом я рекомендую вам использовать параметрический. На это есть несколько причин: вы можете регулировать центральную частоту, ширину рабочей полосы вокруг центральной частоты и регулировать её уровень. Давайте рассмотрим несколько случаев, когда EQ будет наиболее полезен.
Как добавить глубину в голосе:
Как добавить в начитку яркость:
- здесь тоже EQ приходит на помощь - и для мужского и для дикторского женского голоса, добавьте 2–4 дБ между 10 и 12 кГц. Поработайте с “зоной грязи” – приберите 2–4dB в районе 650 Гц.
- Хочу вас предостеречь: избегайте использования EQ в диапазоне 4–7kHz - так как это то мест, где располагаются свистящие. Переусердствовав с этой частотой вы рискуете сделать звук С чрезмерно свистящим. Постоянно сверяйте оригинал и те изменения, которые вы внесли звук.
Как избежать клиппинга:
- Следите за тем, чтобы ваша запись не превышала отметки 0, иначе вы получите искажения в звуке. При клиппинге звук искажается, а сами пики синусоидного сигнала обрезаются. Это влечёт за собой шипение, треск и другие неприятные артефакты в записанной начитке.
Несмотря на все технические ухищрения, старайтесь записывать голос, так что бы его не пришлось дополнительно обрабатывать. В идеале, озвучание должно быть без обработок.