Связаться со мной можно следующим образом:

главная   -   статьи и видео   -   Советы диктору: дыхание, дикция, голос.

Советы диктору: дыхание, дикция, голос.

Процесс дыхания тесно связан с работой голосовых связок и звучание голоса, с произношением гласных и согласных звуков. В звукообразовании дикторского голоса принимает участие весь речевой и дыхательный аппарат, таким образом, голос не может хорошо звучать без владения дыханием, челюстью, губами, языком.

Если диктор неправильно дышит, напрягает гортань, плечи, его голос будет звучать зажато, и вследствие излишнего прилива крови к гортани и связкам, голос начинает хрипнуть и уставать.

Стоит запомнить, что правильное дыхание смешанное – рёберное и диафрагмальное. Существует ещё ключичное дыхание, такой тип дыхания вреден для голосовых связок.

Вдыхать воздух надо свободно, не напрягаясь (это одно из условий, чтобы дикторский голос звучал расслаблено). Этот процесс можно сравнить с вдыханием аромата цветка: расширяется носоглотка, открывается горло, освобождаются мышцы, создавая хорошие условия для звукоизвлечения .

Сколько нужно брать дыхания?

Часто можно услышать вопрос: сколько нужно брать дыхания? Вдох должен быть лёгким, без напряжения. Шея, гортань, плечи и грудь должны быть в покое.

Мышечный пояс

Следующий этап в работе с дыханием – ощущение «мышечного пояса». Когда вдох заканчивается, появляется ощущение, что вокруг талии появляется «мышечный пояс», который по мере того, как диктор говорит, постепенно ослабевает.

Секрет лёгкого звучания в умении экономно расходовать воздух, а не в том, чтобы взять много дыхания и долго его держать.
 

советы диктору

Добор дыхания

Добрать дыхание – значит прибавить к тому воздуху, который остаётся в лёгких, ещё какое-то количество, расширив нижние рёбра. Во время озвучки (аудиороликов или видеороликов) дыхание брать нужно неслышно, незаметно, и ртом и носом одновременно. Важно учиться не закрывать рот при доборе дыхания.

Дикция

Важно вырабатывать чёткое и правильное произношение гласных и согласных звуков. Путём ежедневной практики и упражнений можно избавиться от недостатков речи. Обращайте внимание, чтобы не было напряжения в корне языка и нижней челюсти. Так же важно научиться приближать все звуки вперёд к зубам, чтобы было ощущение, что звук находится «за зубами». Звук должен лететь свободно и легко (каждый профессиональный диктор онлайн владеет этим навыком).

Резонаторы

Важно понимать, куда направить звук, чтобы он приобрёл резонанс. Так же как каждая внешность индивидуальна, так и различно грудной клетки и речевого аппарата. Каждому диктору необходимо найти правильное направление «струи звучания», которое бы давало максимальный эффект. Резонаторы – это своего рода усилители звука, они придают звуку глубину и силу голосу диктора (онлайн уроки на эту тему можно посмотреть на моём канале youtube)

Две резонаторные системы:

  • Полости, которые находятся в грудной клетке ;
  • Полости, которые лежат выше гортани: нёбо, зубы, нос, лобные пазухи.

Всё наше тело – это один большой резонатор. Если мы изменяем положение отдельных его частей языка, губ, гортани и так далее, то характер звука тоже будет меняться.

Голос можно разделить на три регистра:

  • нижний
  • средний
  • верхний

Звуки, которые относятся к нижнему регистру, берутся на грудном резонаторе, высокие звуки направляются в головной резонатор, а звуки среднего регистра отражаются в грудном и головном резонаторах.

Правильное направление «струи звучания» проще всего искать на звуках Н и М, при этом должно появиться ощущение ударов звука в носовой резонатор, в зубы, губы. Важно не загонять звук глубоко в горло.

Занятия у хорошего педагога по вокалу могут ускорить процесс нахождения вашего собственного резонанса.

Постоянная практика (озвучка видеороликов и аудиорекламы) и грамотный педагог помогут вам в процессе поиска своего звука и индивидуального стиля.



До скорых встреч,
Илья Демьянов

запись диктора

© Илья Демьянов, 2006-2016
Я в социальных сетях: