Связаться со мной можно следующим образом:

главная   -   статьи и видео   -   Стили сценариев для закадрового озвучания

Стили сценариев для закадрового озвучания

Одна из причин, по которой мне так нравится быть актёром озвучания, это разнообразие: никогда не предугадаешь, над чем придётся работать.

Мне повезло, что у меня есть несколько постоянных клиентов, поэтому заказы на такую работу у меня есть всегда. Но всё остальное приходит незапланированно, совершенно неожиданно.

Мне нравится спонтанность, и возможность превратить чужие слова в послание, которое будет звучать, как моё собственное.

Я никогда не знаю, в каком стиле будет очередной текст - потому что пишут их разным способом и для разных целей (текст для записи сообщения на автоответчик будет отличаться от текст для радиоролика).

В этом раз я хочу поговорить о двух самых распространённых стилях озвучки:

Стиль дикторский и стиль разговорный.

Вот несколько советов и техник, которые помогут вам понять, как приспособиться к тому, или иному стилю.

Дикторский стиль

Первые тексты для радиопередач (в 1930х годах) были написаны в этом стиле.

Называли их "Дикторский стиль" потому что читали их дикторы, которые часто были людьми в возрасте, авторитетными, чаще всего это были мужчины с глубоким голосом, с опытом работы на радио.

Большая часть рекламы не была нацелена на конкретную аудиторию или слой населения, как это происходит сегодня. Она была очень обобщённой и предназначалась для широкой аудитории. Более того, львиная доля рекламы представляла из себя "заказные" программы.

Услышать можно было подобные вещи:

“Сегодня нашу передачу представляют "Wheaties", лучшие завтраки в мире!”

“Добро пожаловать на Шоу "Pepsodent" с Бобом Хоупом.”

Такой стиль используется до сих пор, потому что большая часть рекламных роликов нацелена на представление информации.

Дикторский стиль в сценариях часто направлен на широкую группу зрителей.

Рекламодатель хочет сообщить вам:

  • Что это за товар,
  • Что он может,
  • Почему вам следует это приобрести,
  • Где вы можете его приобрести,
  • Как воспользоваться их специальными предложениями.

 
текст для аудиоролика

Как диктор, озвучивающий эту рекламу, вы говорите от лица компании. Часто, сценарии будут начинаться с местоимений "мы" или "наше". Стиль такого текста часто очень стилизован - вспомните телерекламу, озвучку рекламных видеороликов, прислушайтесь к голосам, и вы услышите, насколько сильно они стилизованы.

Если провести анализ языка, вы увидите, что речь очень далека от той, которую мы используем в жизни. Осмыслить такие сценарии бывает, порой, очень сложно.

Например:

Растущая семья тратит много горячей воды.

"Поэтому вашей семье необходима система подачи горячей воды Rinnai Solar. Экономьте на электроэнергии.

Её легко установить, и вы снизите парниковый эффект в вашем доме. О! А я говорил, что вы сэкономите на счетах за воду?

Ваша семья будет купаться в экономии с системой подачи горячей воды Rinnai Solar."

Вот так выглядит реклама в дикторском стиле.

Чаще всего, даже притом, что написанное звучит неестественно (как в текстах для IVR и записи объявлений), вам необходимо заставить эти тексты работать, а для этого потребуется применить разговорный стиль речи.

Это совсем непросто! Чтобы текст заработал, вы должны найти в нём слова, содержащие основную мысль и информацию - только они играют важную роль.

Разговорный стиль

Такие сценарии написаны языком, которым мы говорим в повседневной жизни.

Этот стиль стал популярным в конце 60х - начале 70х годов, когда потребительский интерес начал расти, и рекламодатели стали нацеливать свои сценарии на определённую аудиторию. В то же время, стало модным делать из голоса брэнд. Актёрами озвучания уже не выступали дикторы с солидными голосами.

Теперь текст читали:

  • тинейджеры,
  • молодые родители,
  • бизнесмены и бизнес-леди,
  • жёны, мужья, бабушки и дедушки,
  • и другие причудливые, запоминающиеся персонажи.

Рекламные агентства приглашали обладателей таких голосов, которые, как они верили, смогут достучаться до желаемой целевой аудитории, часто потому, что их голоса звучали так же, как у представителей этой аудитории. В результате, реклама и озвучка видеороликов стала более веселой, интересной и привлекла к работе больше людей, с очень разными голосами.

Сценарии для озвучания теперь писались так, будто "реальные" люди говорят с "реальными" людьми. Реклама говорила: "Эй, я такой же, как ты!".

Именно поэтому лучший способ справиться с такими сценариями - представить, что ты говоришь лишь с одним человеком. Выбери такого человека, женщину или мужчину, по подсказкам, что даны в тексте.

Рекламные агентства проводят исследования, о том, кто покупает рекламируемый продукт. Следовательно, автор сценария добавит ключевые слова, фразы, идеи и мысли, в надежде привлечь внимание этого человека.

Как диктор, вы должны удостовериться, что привлекли внимание аудитории, что они прислушиваются к той информации, что вы пытаетесь донести (даже если это просто запись на автоответчик).

Это не просто! Даже, если вам требуется говорить так, будто вы просто беседуете, это всё равно реклама, и вы должны учитывать все ключевые слова и фразы.

Но, такова работа актёра закадра. Реализовать написанные слова, сделать так, чтобы они звучали, как ваши собственные!

Не важно, читаете ли вы серьезное информационное объявление, IVR запись или от вас требуется изобразить раскованную беседу с другом, главное - наслаждаться своей работой.

Удачи вам!

Эбби Холмес

перевод:
Илья Демьянов





запись IVR

© Илья Демьянов, 2006-2016
Я в социальных сетях: